Особенности стилевых направлений в художественной ковке - 3.8 out of
5
based on
4 votes
Особенности стилевых направлений в художественной ковке
Художественная ковка как вид декоративно-прикладного искусства имеет очень давние традиции.
Человечество издревле применяло кованое железо в своих практических целях, но в те далекие времена оно служило человеку для своей защиты и возможности обеспечить себя пропитанием, и из–за низкой технической оснащенности и слабой информационной базы художественная ковка практически отсутствовала.
И только в средние века с появлением пруткового железа начинается бурное развитие художественной ковки.
На этой странице мы вспомним основные стилевые тенденции тех эпох.
XI - XIII века несут в себе дух романского стиля в искусстве и архитектуре и, как следствие, в кузнечных работах. Появляются уникальные кованые решетки, ограждения, ворота с рисунком строгой симметричности, насыщенные большим количеством волют разной формы, откованных из прутков прямоугольного сечения.
В XIV - XV веках в изделиях художественной ковки в основе просматривается готический стиль, с характерными геометрически-окружными линиями. Основой готических и романских кованых ограждений являются мощные вертикальные линии.
На смену готики в XVI-XVII веках пришел новый стиль - ренессанс, при котором технологии изготовления кованых изделий значительно усложняются. Динамичность вертикальной линии в ограждениях резко уменьшается, зато появляются всевозможные плоскостные вплетения различных деталей в рисунки ограждений из волют. Изготавливались ограждения ренессанса в основном из прутка круглого сечения.
XVII - XVIII века – это классицизм, который усилил в кованых изделиях роль объемных деталей: розеток, акантовых листов, венков, выполненных в технике литья и чеканки. Сечение прутка – прямоугольное.
Идеи классицизма легли в основу 2-х следующих стилевых направлений в искусстве и художественной ковке: барокко и рококо.
В начале XVIII века кованые ограждения становятся более пышными за счет усиления рельефности форм вплетений,изображающих короны, гербы, цветы, вазы, животных, людей. Характерной особенностью стиля барокко является гребень волют, симметрия и вертикальность линий, выход 2-х валют из одного центра.
Середина XVIII века – эпоха рококо. При сохранении вертикальности линий (хотя частично они несколько изогнуты) появляется асимметричность, волюты заканчиваются маленьким загибом или загибом, переходящим в цветок.
В конце XVIII века рококо плавно сменяется неоклассицизмом. Рисунок ограждений активно насыщен литыми розетками, акантовыми листьями, цветками, геометрически простоват и четок. Толщина используемого металлического прутка сильно варьирует.
Упрощение рисунка и четкости геометрии приводит к появлению в начале века стиля ампир.
Середина XIX века – эра нового стиля историзма, который вобрал в себя классические стили: барокко, рококо, классицизм.
В конце века в мир ковки ворвался новый стиль - модерн, в котором использовали новые решения перехода линий и варьирования толщины металлического прутка. Этот стиль наиболее ярок и интересен для мастеров художественной ковки, заставляющий их применять новые методы работы с металлом.
В настоящие время в России идет возрождение высокохудожественной ковки, утратившей свои позиции в советское время и, как следствие, появляется спрос на кованые изделия, соразмерно вкусовой стилистике заказчика.